Егоза (вершина)

Самая высокая точка горной цепи на западной стороне Кыштыма.
Находится на юге Среднего Урала, рядом с Кыштымом.
Расстояние от Кыштыма — 5 км, от Челябинска — 110 км, от Екатеринбурга – 150 км.
Высота горы Егоза составляет 607,7 метров. Гора находится на местности, заросшей смешанными лесами и многими редко встречающимися растениями, реликтами.
Гора Егоза, наряду с такими объектами как гора Сугомак, озеро Сугомак, Голая Сопка, Сугомакская пещера, входит в состав Сугомакского природно-территориального комплекса.

Название возникло в результате переосмысливания в русском языке башкирского топонима, составленного словами: ек — «расселина», «межгорье» и ауыҙы — «вход», «горло», «горловина», «рот», т. е. «вход в межгорье» (досл. «горловина межгорья»). Пониженная долина речки действительно представляет открытый вход в систему горных массивов. Непонятное башкирское название Екауза, Еказа (башк. Егауыҙы) по звуковому сходству было сближено русскими поселенцами со словом «егоза».

Вершина рекомендуется к посещению всем гостям троп и ГЛК «Егоза». Это очень красивое и атмосферное место, с которого открывается вид на Сугомак, бескрайние леса и соседние города.

Через вершину проходит одна из трасс » Байк Парка Егоза»

Вершина Егозы — часть местных традиций. Так, 31 декабря на неё и соседний Сугомак поднимается до 1000 человек, чтобы встретить Новый год! Как правило это жители Кыштыма и Озёрска.

Также в 1990хх годах в Озёрске зародилась традиция, проводить посвящение в лицеисты на Егозе или Сугомаке. Поднятие на гору означает готовность к преодолению сложностей.

Что видно с Егозы?

С Егозы открывается вид на ближайшие города, леса, озера и горы. Вы можете увидеть все своими глазами, посетив смотровую площадку на вершине.

Сугомак и Егоза. Местная легенда

Легенда была напечатана в журнале
«Уральский следопыт» (№1 за 2007 год) в статье Юрия Иванова.
Автор слышал это предание в детстве, в 30-х годах XX века. Рассказчиком был
простой житель Кыштыма, имя которого история не сохранила

Очень давно, когда в башкирских степях еще не появлялись русские люди, башкиры не знали ни Аллаха, ни Христа и молились своим собственным, простым богам. В степи было достаточно корма скоту и паслись большие табуны лошадей и отары овец. Земли хватало всем, и башкиры кочевали с места на место, обеспечивая своим животным свежую траву на корм. Жизнь была богата и привольна. Пожилые башкиры мудро управляли жизнью родов, девушки были красивы и стройны, молодые башкиры были смелыми, сильными и ловкими людьми. Было много праздников, в которых они соревновались в искусстве владеть луком и копьем, в ловкости и силовой борьбе, в скачках на лошадях. А башкирки – в искусстве шить и украшать одежду, в умении петь и танцевать.

Все были дружны и благожелательны друг к другу. Но однажды один молодой башкир приревновал свою красавицу жену к башкиру из соседнего рода и в пылу ревности убил его. С этого момента мирная и счастливая жизнь закончилась. Люди различных родов стали мстить друг другу. Появились случаи убийства, стали возникать ссоры между родами из-за земли, на которой паслись табуны лошадей и отары овец. Из-за многочисленных случаев угона табунов потребовалось их охранять, и возникали драки, которые заканчивались кровопролитием. Люди стали бояться друг друга и с тоской вспоминали счастливую, мирную жизнь. Так прошло много лет. Но в жизни часто случаются неожиданные события.

Однажды молодой, ловкий и сильный батыр по имени Сугомак из одного рода случайно встретил в степи стройную красавицу Егозу из враждебного соседнего рода. Молодые люди полюбили друг друга. Но главы обоих родов и все родственники и слушать не хотели о соединении двух влюбленных. Сугомак и Егоза любили друг друга и продолжали тайно встречаться, и это привело к дальнейшему усилению вражды между родами. Старосты обоих родов обвинили в этом

Сугомака и Егозу, но их свидания продолжались. Тогда, чтобы сделать их встречи невозможными, Сугомака приковали цепью к тяжелой колоде, а Егозу увезли в горы и спрятали там. Но сила любви была настолько велика, что Сугомак разорвал свои цепи, нашел в горах Егозу, и они стали жить вместе вдали от своих родов. Однако это только еще больше разожгло ссору между родами. Сугомак и Егоза глубоко переживали то, что их любовь принесла столько бедствий их родам, но не в силах были сами разорвать свои отношения.

Тогда они взмолились своим богам и сказали им, что они готовы пожертвовать собой, но за это боги должны принести башкирам мир и счастье, а их соединить навечно. Боги услышали их, и случилось чудо. Среди башкир снова воцарился мир, и наступила спокойная, счастливая жизнь. Но боги превратили Сугомака и Егозу в две, стоящие рядом горы. С тех пор Сугомак и Егоза вечно неразлучны и оплакивают свою неудавшуюся любовь, и их слезы наполнили глубокое озеро, которое благодарные люди назвали именем Сугомака.

Много поколений людей из уст в уста передавали друг другу эту историю, и молодые башкирки постоянно привозили своих младенцев к озеру Сугомак и купали их в этой воде, потому что слезы любви делали детей такими же сильными и смелыми, как Сугомак, и такими же стройными и красивыми, как Егоза. Предание гласит, что среди башкир появился поэт и батыр Салават Юлаев именно потому, что его еще новорожденным мама искупала в озере Сугомак.

ИСТОЧНИК: https://www.aziko.ru/ural-sights-marshruty/articles_items/sugomak-i-egoza